Чему обучают ребёнка в детском саду
Приложение к Приказу № 88 от 31.08.2023г.
Дополнительная общеобразовательная программа «Экология и творчество» естественнонаучное направление. Автор – составитель Абдрахманова Регина Валерьяновна Методист МОЦ
Ссылка: Сетевая форма обучения в форме сотрудничества с МБОУ "Усть-Ишимский ДДТ"
Программа «Экология и творчество» предназначена для детей от 7 до 13 лет. Принцип набора в объединения свободный. Прием детей осуществляется на основании заявления на имя директора от родителей (законных представителей). Группы формируются с учетом интересов и потребностей ребят, что выявляется в ходе проведения предварительного собеседования. Прием в группу допускается в течении года.
Форма обучения – очная, возможна с применением дистанционных образовательных технологий. Цель: формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества.
Задачи:
- сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;
-формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;
• развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание неповторимости и красоты природы;
реализации образовательных программ ДО и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательных программ ДО с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также с использованием ресурсов иных организаций (организации культуры, физкультуры и спорта и другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам), с которыми устанавливаются договорные отношения.
Приложение к Приказу №88 от 31.08.2023г.
Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Будь здоров, как Максим Орлов!»
Автор Программы: Аристова Юлия Владимировна, филолог, писатель.
Куратор проекта: Петрова Е. А., доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, действительный член и Президент Академии имидже логии, зав. кафедрой социальной психологии РГСУ. Член Российского психологического общества, член правления Московского отделения РПО, руководитель секции психологии имиджа. Цель. Программы: создание модели образовательного процесса по формированию у детей самостоятельности и ответственности в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья, мотивации к занятиям физической культурой и спортом, основ гражданственности и патриотичности.
Задачи Программы:
- формирование у детей основ культуры здорового образа жизни;
- укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма воспитанников;
- развитие у детей двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
- создание условий для формирования интегративных качеств личности ребёнка;
- воспитание навыков собственного здоровье сбережение, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание уважения к отечественным традициям и социокультурными ценностям;
- формирование знаний о спортивных достижениях нашей страны;
- формирование основ гражданственности и патриотизма.
Концептуальные подходы.
Программа создана в концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельности. Компетентности подход к образованию детей дошкольного возраста.
Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает ребёнок в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения), и предлагает педагогические приёмы, которые позволяют реализовать задачи и приобрести навыки, умения сначала только при помощи взрослого, а потом – самостоятельно.
Программа предполагает последовательное обращение к образно-ассоциативному ресурсу, эмоциональной, ассоциативной и мышечной памяти ребёнка.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, н. Н. Авдеева, о. Л. Князева
Ссылка: Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста"
Цель программы – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Задачи:
-Формирование ценностей здорового образа жизни.
-Формирование основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
-Формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Отличительной особенностью программы является использование совершенно новых методов (тренинги поведения, психотерапия детских страхов).
Особенность работы по программе, состоит также в осознании педагогом большого значения положительного примера со стороны взрослых, и прежде всего педагога. Налаживание контактов с родителями и достижение полного взаимопонимания - неизбежные условия эффективности в воспитании детей.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Если запретов будет слишком много – ребѐнок не сможет выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Необходимо выделить основное содержание, которое требует совместных усилий педагогов и родителей, определить перечень жизненно важных правил и запретов, выполнение которых для ребенка обязательно и дома, и в детском саду. Программа интегрируется с такими образовательными областями, как: «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество».
характеризует творческое развитие детей в определённый возрастной период. На каждом
Пластическое творчество детей младшего дошкольного возраста развивается по двум направлениям: 1) развитие пластических умений в лепке; 2) формирование пластического образа. С целью обучения детей этого возраста точным формообразующем движениям допускается совместная отработка приемов, когда педагог берет в руки малыша и детально показывает последовательность лепки. Пластические образы, создаваемые детьми младшего дошкольного возраста, могут быть разнообразными. Нужно только варьировать приемы, техники и способы лепки, которыми дети в этом возрасте уже владеют.
Приложение №8
К Приказу №88 от 31.08.2023г.
Парциальная программа «Шаг в искусство» автор программы Погодина С.В.
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/pC4n/LbaMPnQ3N
Программа рассчитана на обучение детей с раннего возраста (с 1.5 лет). Если дошкольная образовательная организация начинает реализацию программы не с раннего возраста, то благодаря гибкому планированию педагог может выстроить траекторию творческого развития своих воспитанников, воспользоваться базовым или облегченным вариантом раскрытия темы. Это позволит учитывать не только содержание регионального компонента при оставлении календарного планирования (с учётом ФГОС ДО), но и индивидуальные возможности детей каждой конкретной группы.
Данная программа имеет следующую структуру и включает в себя пять блоков.
1. «Неживая природа». Рассматривание с детьми основных стихий (вода, огонь, земля, воздух),их свойства, особенностей проявления и взаимодействия с растительным , животным миром и человеком.
2. «Растительный мир». Расширение представления детей о растительном мире, о его значении для человека, важности сохранения.
3. «Животный мир». Расширение представления детей о животном мире, повадках животных, особенностях их взаимодействия, о значении для человека.
4. «Мир человека». Самый обширный блок, поскольку затрагивает все основные сферы жизнедеятельности человека, расширяет представление детей об эмоциях и др.
5. «Мир искусства». Знакомство детей с доступными средствами выразительности в различных видах искусства через систему художественных элементов. Пятый блок включается в другие, поскольку основной всего обучения является приобщение детей к искусству, знакомство с произведениями искусства.
Содержание программы построено таким образом, чтобы темы и модули педагог выбирал в зависимости от конкретных условий, а блоки задаются общей схемой работы. Дети раннего и младшего дошкольного возраста приобщаются, прежде всего, к искусству книжной иллюстрации. С 4 лет дети знакомятся с произведениями искусства и создают образцы и создают образцы в различных видах творчества.
Приложение №9
К Приказу № 88 от 31.08.2023г.
Парциальная программа Банка России «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (для детей 5-7лет).
Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС ДО, примерной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад п. Южный», а также материалов книги А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015)
Цель Программы – помочь детям пяти-семи лет войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи Программы: помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продуктов в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человек-хозяин: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реализации жизненных ситуациях.
Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно её ведущее принципы – учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлению окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно – трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Содержание Программы способствует социально – коммуникативному и познавательному развитию детей.
Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.
Программа состоит из четырех блоков(разделов), связанных между собой задачами с содержанием: «Труд и продукт(товар)», «Деньги и цена (стоимость», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Планируемые результаты освоения Программы:
В процессе нравственно – трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
Экономическое образование, по большому счёту, признано воспитывать хозяина – собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарное – денежные отношения, народное хозяйство страны в целом.
Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально – семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
Данная Программа предлагает по 9 часов в году в старшей и подготовительной группах -1 раз в месяц, 25 и30 минут соответственно.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п. Южный»
(МБДОУ Детский сад п. Южный»)
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Детский сад п. Южный»
2023г
Содержание
I.Общее положение
II. Целевой раздел 3
2.1. Пояснительная записка 3
2.2. Планируемые результаты реализации ОП ДО 4
2.3. Подходы к педагогической диагностике достижений планируемых результатов 15
III. Содержательный раздел 17
3.1. Задачи и содержание образовательной деятельности по направлениям 17
3.2. Вариативные формы, методы и средства реализации ОП ДО 123
3.3. Особенности образовательной деятельности и виды культурных практик 130
3.4. Поддержка детской инициативы 134
3.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся 137
3.6. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы 176
3.7. Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДО 143
3.8. Рабочая программа воспитания 144
3.9. Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений 167
IV. Организационный раздел 169
4.1. Условия реализации ОП ДО 169
4.1.1. Психолого-педагогические условия реализации ОП ДО 171
4.1.2. Модель развивающей предметно-пространственной среды ДО 172
4.1.3. Материально-технические условия реализации ОП ДО, в том числе части, формируемой участниками образовательных отношений 176
4.1.4. Кадровые условия реализации ОП ДО 180
4.2. Гибкий режим и распорядок дня в дошкольных группах 184
4.3. Календарный план воспитательной работы 197
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п. Южный»
(МБДОУ Детский сад п. Южный)
ПРИКАЗ
31.08.2023 №88
П. Южный
Об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад п. Южный»
На основании статьи 12, пункта 6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», решением педагогического совета (протокол от 25.08.2023 № 7)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.09.2023 основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад п. Южный» (далее – ООП ДО) согласно приложению, к настоящему приказу.
2. Воспитателю Гватуа Т.М.:
• обеспечить контроль реализации ООП ДО, указанной в пункте 1 настоящего приказа;
• оказать педагогическим работникам методическую помощь в реализации новой ООП ДО;
3. Педагогическим работникам обеспечить реализацию ООП ДО, указанной в пункте 1 настоящего приказа.
4. Признать утратившим силу приказ МБДОУ «Детский сад п. Южный» от 14.02.2022 № 18\1 «Об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад п. Южный» с 01.09.2023.
5. Воспитателю Гватуа Т.М. разместить ООП ДО, указанную в пункте 1 настоящего приказа, в форме электронного документа на официальном сайте МБДОУ «Детский сад п. Южный» в разделе «Сведения об образовательной организации», подразделе «Образование», в срок до 31.08.2023.
6. Воспитателю Гватуа Т.М. в срок до 31.08.2023 ознакомить с настоящим приказом всех педагогических работников детского сада под подпись.
7. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Заведующий МБДОУ «Детский сад п. Южный» ______ А.В.Ниязмухаметова